Понятие «сельский туризм» прочно входит в законодательство Российской Федерации начиная с 2021 года. Все более актуальным для сельских территорий, участвующих в туризме, становится открытие сельского гостевого дома. Это дает его владельцу дополнительный доход, расширяет возможности для общения, творческого подхода к жизни, а также для сохранения культурного наследия нашей большой и красивой страны.
Пособие для мастеров и ремесленников, работающих или готовых работать в туризме. Оно также пригодится региональным и местным туроператорам, которые хотят, чтобы их туры были уникальны, насыщены региональным колоритом, местной идентичностью. Надеемся, что полезную информацию для себя найдут в нем и органы власти, курирующие развитие туризма на местах. Мы постарались собрать в этом пособии полезные советы мастеров-практиков, давно и успешно работающих с туристами, и включили сюда реальные примеры плодотворного взаимодействия мастеров между собой, а также рассказы галеристов, сотрудничающих с мастерами.
Издание представляет результаты Всероссийского обучающего проекта «Акселерационная программа «Вовлечение сельского населения в развитие туризма», реализованного АНО «Агентство развития сельских инициатив» в 2021-2023 гг., направленного на комплексное развитие инициатив сельского и экотуризма в пост-COVID реальности. Описана концептуальная основа Акселератора, его методологическая база, структура и ход Акселератора. Представлены 40 новых сельских туристических маршрутов по регионам России, разработанных в ходе мероприятий Акселератора.
Одним из каналов продвижения объектов и маршрутов сельского туризма являются событийные мероприятия. Это эффективный инструмент продвижения сельской территории в целом. Данное методическое пособие вовлекает в тему организации праздников и событий в сельском туризме, шаг за шагом открывая возможности для планирования, реализации, а также творчества и предпринимательства на селе. Книга отвечает на вопросы – какие бывают события и зачем они нужны в сельском туризме, каков их жизненный цикл, как запланировать бюджет, работу с партнерами и спонсорами, составить план-график, найти волонтеров, как разработать план популяризации и продвижения своего событийного мероприятия на селе, и многие-многие другие.
Прежде чем начать расписывать детали, надо определиться, что же такое экологический турпродукт, который мы собираемся разрабатывать. Отличает- ся ли он принципиально от обычного туристического продукта? Чем отлича- ется экотур от простого тура? Для того чтобы ответить на эти вопросы, давайте рассмотрим, что же такое экотуризм и чем он отличается, или должен отличаться, от обычного туризма. Экотуризм сегодня — это очень модный термин, у которого есть масса опре- делений. Но нам с вами важны не определения, а суть этого понятия. Поэтому попытаемся разобраться, на каких базовых основах стоит экологический туризм.
Начавшаяся в конце 2019 года вспышка коронавируснои? инфекции COVID-19, объявленная впоследствии пандемиеи?, стала огромным вызовом для всего мирового туристического сообщества. После введения необходимых эпидемиологических ограничении? экотуризм и сельскии? туризм были практически поставлены на паузу и те, кто был связан с этои? отраслью, оказались в ситуации вынужденнои? неопределенности и стресса. Однако многие организации и частные хозяи?ства в Европе и в России смогли наи?ти нетривиальные выходы и неожиданных партнеров, придумать необычные идеи, как сохранить и даже иногда расширить туристическую составляющую в непростых условиях пандемии. В данном методическом пособии не только собраны наиболее интересные примеры адаптации объектов сельского и экотуризма к ситуации во время и после пандемии, но и представлены результаты проведеннои? авторами работы по анализу ситуации, даны рекомендации по организации эффективнои? деятельности и полезные советы.
Сельский туризм — явление яркое, заметное, многогранное и очень популярное в сегодняшней туристической отрасли во многих странах и регионах мира. На сельской территории он тесно переплетается с разными видами туризма — экологическим, гастрономическим, культурно-этнографическим, образовательным, оздоровительным и другими, включает в себя агротуризм как отдельный яркий подвид. При продуманном и грамотно спланированном подходе сельский туризм может стать одним из самых устойчивых видов туризма. Данное методическое пособие погружает в тему сельского туризма, увлекательно, шаг за шагом открывая возможности для самореализации, творчества и предпринимательства на селе.
Цель исследования, проведенного АНО «Агентство развития сельских инициатив» в рамках проекта «Акселератор инициатив сельского и экотуризма в пост-COVID реальности» в 2021 году: получить информацию о влиянии пандемии на спрос в сфере экологического и сельского туризма, выявить факторы, повлиявшие на потребительское поведение вследствие пандемии, а также отношение и требования туристов к безопасности. В исследованиях рассматривались взгляды и мнения как со стороны туристов, так и со стороны владельцев объектов и представителей сферы сельского и экологического туризма.
Данная публикация представляет собой итоговый аналитический отчет по результатам комплексного исследования, реализованного АНО «Агентство развития сельских инициатив» с Центром Pro-Research, на тему «Исследование потребителей услуг сельского туризма в России». Исследование проводилось в июле-августе 2021 г. Цель исследования — получить информацию о потребителях услуг сельского туризма для продвижения сельского туризма, стимулирования внутренних путешествий в сельскую местность и развития сельских территорий в России.
Сборник «Сельский туризм – лучшие практики России» подготовлен Министерством туризма Республики Бурятия в рамках подготовки к проведению Всероссийской конференции по развитию сельского туризма и АНО АРСИ в рамках реализации проекта «Школа сельского туризма» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, а также проекта «Акселератор инициатив сельского и экотуризма в пост-COVID-реальности» при финансовой поддержке Европейского Союза».
Данное методическое пособие представляет собой сокращенную версию методического пособия «Нормативно-правовые основы развития сельского туризма в России. Требования к гостевым домам» и будет интересно для продвинутых предпринимателей. В пособии подробно рассмотрена глава «Требования к гостевым домам и иным средствам размещения».
Пути создания бизнеса в сельском туризме разные и часто непростые. Но сегодня уже многим сельским жителям понятно, что этот вид деятельности может быть не только интересным, но и способен приносить доход. Для того чтобы работать официально и открыто, не боясь проверок, конкурентов и недоброжелателей, необходимо организовать свой бизнес на законных основаниях, руководствуясь действующими нормативными и правовыми документами. Настоящие методические рекомендации при внимательном их изучении помогут правильно построить работу в сельском гостевом туризме с нуля, обеспечить устойчивое и планомерное развитие своего бизнеса без лишних проблем и неприятностей. Данное методическое пособие включает в себя три главы, первые две из которых («Правовые основы работы в сельском туризме» и «Основы финансово-экономической деятельности») подходят для начинающих предпринимателей, а третья глава «Требования к гостевым домам и иным средствам размещения» будет интересна уже продвинутым деятелям.
Целью исследования стало выявление текущих проблем и перспектив в развитии сельского туризма в стране. В числе задач исследования было получение, обобщение и анализ данных от представителеи? органов государственнои? власти субъектов РФ, экспертного сообщества, лидеров сферы развития сельского туризма, глав раи?онов, сельских муниципальных образовании?, руководителеи? органов территориального общественного самоуправления и субъектов сельского туризма. Исследование опирается на успешныи? опыт развития сельского туризма от практиков даннои? сферы.
Документ подготовлен в рамках проекта «Развитие профессионального сообщества НКО и их партнеров в сфере сельского туризма: от диалога к практике», реализованного с использованием гранта Президента России?скои? Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Издание предназначено для предпринимателей, занимающихся развитием собственного объекта сельского туризма. Это может быть интересно тем, кто проводит сельские событийные мероприятия, мастер-классы или интерактивные программы для туристов, оказывает услуги проживания в своем гостевом доме или общения с животными на ферме без ночевки, организует экскурсии и маршруты, и многое другое. Пособие содержит ответы на вопросы — Что такое маркетинг? Как сформировать турпродукт в сельском туризме? Как происходит ценообразование? И, наконец, самый важныи? вопрос — как продвигать и продавать то, что вы создали. Издание включает как теоретическую составляющую, так и практический успешный опыт, основанный на примерах из разных регионов страны.
Издание посвящено практическим основам сельского туризма. В нем рассказывается, как сделать «настоящий», правильный, аутентичный турпродукт и в чем его особенности, как и чем привлечь туристов, как с ними работать, как развиваться. Пособие также содержит подборку успешного опыта из практики работы сельских гостевых домов, проведения экскурсий, создания частных музеев, проведения мастер-классов, сельских событийных мероприятий из разных уголков России и ближнего зарубежья.
Пособие содержит описание методики (этапов) развития сельского туризма на территории: как выстроить взаимоотношения между структурами власти и населением, как организовать обучение и стажировки, зачем нужна финансовая поддержка сельских инициатив и пр. На примерах практического опыта успешных проектов в книге рассказано – кто и как развивает сельский туризм в разных регионах страны, кто может заниматься таким развитием, о чем полезно говорить людям на обучающих семинарах, кого привлекать в партнеры, где черпать идеи для своих проектов и многое другое. Издание предназначено для специалистов, занимающихся развитием устойчивого сельского туризма в своей местности.
Сельскии туризм — достаточно новое, активно развивающееся явление в жизни российскои? глубинки. Все больше городских жителей хотят и готовы променять отпуск в Турции или Египте на изучение красот родной страны, знакомство с сельской местностью и ее гостеприимными и хлебосольными жителями. Все больше сельских активистов задумываются о приеме туристов как о дополнительном источнике дохода и возможности изменить и разнообразить свою жизнь. Как это сделать? С чего начать? Чем именно удивить гостей? Как привлечь их в деревни, особенно на удаленные территории? Как просчитать экономику и грамотно оформить юридические документы? Данное пособие отвечает на эти вопросы. Издание содержит практические примеры из успешного опыта разных регионов России, где уже занимаются сельским туризмом, методические рекомендации, шаблоны документов и алгоритмы действий в основных ситуациях, с которыми сталкиваются начинающие сельские предприниматели. Пособие будет полезно сельским жителям, которые задумываются об открытии своего дела в сфере сельского туризма.
В брошюре рассказано о проекте "Вода, природа и люди в исчезающем ландшафте", методах работы с сельскими жителями и развития сельского туризма в Полесском районе Калининградской области и Лепельском районе Витебской области Республики Беларусь, основных результатах проекта.
Резолюция была презентована на Всероссийской конференции, которая проходила с 17 по 20 сентября в г. Улан-Удэ (Республика Бурятия). Документ был подписан организаторами мероприятия: Министром туризма Республики Бурятии А.Д. Доржиевым, директором АНО «Агентства развития сельских инициатив» С.Л. Копыловой и президентом Национальной ассоциации организаций по развитию сельского и экотуризма И.В. Лебедевой.
Документ подготовлен в рамках проекта "Вода, природа и люди в исчезающем ландшафте. Развитие устойчивого сельского туризма в России и Республике Беларусь". Проект реализован Администрацией Полесского района Калининградской области совместно с АНО "ЭкоЦентр "Заповедники". В документе впервые проведен анализ условий и проблем развития сельского туризма в Калининградской области, SWOT-анализ подкластера сельского туризма, сформулированы стратегические направления развития подкластера сельского туризма в регионе, предложен механизм реализации и план мероприятий по реализации стратегических рекомендаций. Публикация взята с сайта АНО "ЭкоЦентр "Заповедники" - http://www.wildnet.ru
Всероссийская конференция по развитию сельского туризма проходила с 17 по 20 сентября в столице Республики Бурятия. В работе мероприятия приняли очное участие более 95 человек из около 20 регионов страны. В конспекте представлено краткое содержание пленарных заседаний и семинаров экспертов.